г. Обнинск, пр. Ленина 93, (2 этаж)
8(484)392-01-31;  8(900)572-06-77

Акции и новости

Пенсионерам в будние дни до 13.00:
-женская стрижка от 350 руб.
-окрашивание волос от 600 руб.
-мужская стрижка от 100 руб.

 

Новинка - Ботокс для волос подробнее

НОВАЯ УСЛУГА В САЛОНЕ "ВУАЛЬ" ПРИКОРНЕВОЙ ОБЪЁМ ВОЛОС Fleecing Technology
подробнее
 

THERMOKERATIN - инновационная процедура салонного ухода за окрашенными и натуральными волосами. 
подробнее


 

Плесневые грибки и бактерии тип взаимоотношений


Методическая разработка по экологии (7 класс) на тему: Типы взаимоотношений между организмами

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания.

Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о видах взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;
  • Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;
  • Воспитательные: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.

Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей — увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?

Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Взаимоотношения между живыми организмами». 

Цель нашего урока: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

“Горячий стул”: один ученик садится на стул перед классом, учащиеся задают ему вопросы по терминам, которые учитель записывает на доске:

Экология, биотические факторы, абиотические факторы, антропогенный фактор.

III. Изучение нового материала.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.

Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей.

Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

– Сколько комбинаций знаков может быть? (6)

  • 00 – нейтральные
  • - - – взаимовредные
  • - 0 – вреднонейтральные
  • ++ – взаимополезные
  • +0 – полезнонейтральные
  • +- – полезновредные (Слайд 2)

А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу.

Типы взаимодействия

Примеры

 

 

 

 

(Слайд 3) Нейтрализм (00)- тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.

В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.

Сосед-конкурент – это тоже опасно.
Он рядом живет, все как будто прекрасно,
Но где только можно, он вас потеснит,
Участок отнимет и свет заслонит,
Умело обставит он вас на охоте –
Вы даже не сразу все это поймете.
Сумеет он дом и невесту отнять,
Останется вам только горько рыдать.
А все почему? Потому что крупнее,
Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,
А может быть, просто, он вас поумнее.
Бывает и так иногда у зверей.

О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

(Слайд 4) Конкуренция (- -) – это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д.

Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища.

Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Конкуренция происходит между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, затенять и угнетать растения, отставшие в росте.

(Слайд 5) Межвидовая конкуренция – отрицательные отношения между двумя видами. Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье животные разных видов, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, устраивающие гнезда в дуплах деревьев, и др. В отличие от растений конкурирующие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клювы.

(Слайд 6) Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.

Примеры:

  • светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично;
  • корни осины тормозят рост дуба;
  • дуб угнетает чернику;
  • плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сейчас изучать

«Запрягся рак-отшельник…
Актиния на нем…
Отшельник не досадует,
Что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают
К нему с её стола»
(Е. Фейерабенд)

О каких взаимоотношениях речь?

(Слайд 7) Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

Широко известен пример симбиоза между раками-отшельниками и актиниями. Последние поселяются на раковине, в которую прячет своё брюшко рак-отшельник. Стрекательные клетки щупалец актиний — надёжная защита обоих симбионтов. Питается актиния за счёт остатков пищи, активно добываемой раком.

Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить.

Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.

(Слайд 8) Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. Типичный симбиоз – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.

Яркий пример мутуализма среди растений представляет сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения – микориза (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы).

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.

Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единый организм. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зелёных растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.

(Слайд 9) Комменсализм (+0) – тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

Существует несколько разновидностей комменсализма:

Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия существуют между различными видами почвенных бактерий – сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли; взаимоотношения копытных и сурков.

Нахлебничество – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина; гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи; акулы и рыбы прилипалы).

(Слайд 10) Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)

(Слайд 11,12) Полезно-вредные(+-) – форма взаимоотношений, при которой один из взаимодействующих организмов испытывает отрицательное влияние, а второй положительное. Существует два вида таких взаимоотношений.

Хищничество – способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Для хищников характерно охотничье поведение. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д. Частным случаем хищничества служит каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

(Слайд 13,14,15) Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм – хозяин служит для паразита источником питания, очень часто – местом обитания, защитой от врагов.

В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (в течение длительного времени). Другими словами паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку это обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества. Например: ленточные черви, вши, клещи, печёночная двуустка – это паразиты, которые поражают животных. Паразиты, которые вредят растениям – повилика, заразиха, фитофтора, головневые и ржавчинные грибы, гриб-трутовик.

(Слайд 16) Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

  • В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
  • Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.
  • Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.
  • Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам:
  • обеспечению пищей,
  • изменению среды обитания,
  • расселению видов в пространстве.

IV. Закрепление изученного материала.

(Слайд 17) 1. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

Вид взаимоотношений

Примеры

Нейтрализм

 

Аменсализм

 

Внутривидовая конкуренция

 

Межвидовая конкуренция

 

Протокооперация

 

Мутуализм

 

Нахлебничество

 

Квартиранство

 

Хищничество

 

Паразитизм

 

Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.

Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.

Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

Ель и береза. Ель и береза растения смешанного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.

Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.

Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

2. Решите биологические задачи.

  • (Слайд 18) Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? (Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания.)
  • (Слайд 19) Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании? (Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида)

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

записи в тетради чит. и перес.рисунок одного вида взаимоотношения.

Типы, характеристики, место обитания, опасности и многое другое.

Бактерии - это микроскопические одноклеточные организмы, которые существуют миллионами в любой среде, как внутри, так и вне других организмов.

Некоторые бактерии вредны, но большинство служат полезным целям. Они поддерживают многие формы жизни, как растений, так и животных, и используются в промышленных и медицинских процессах.

Считается, что бактерии были первыми организмами, появившимися на Земле около 4 миллиардов лет назад.Самые старые известные окаменелости относятся к организмам, подобным бактериям.

Бактерии могут использовать большинство органических и некоторые неорганические соединения в качестве пищи, а некоторые могут выжить в экстремальных условиях.

Растущий интерес к функции микробиома кишечника проливает новый свет на роль бактерий в здоровье человека.

Бактерии - одноклеточные организмы, которые не являются ни растениями, ни животными.

Они обычно имеют длину несколько микрометров и существуют вместе миллионами.

В грамме почвы обычно содержится около 40 миллионов бактериальных клеток. В миллилитре пресной воды обычно содержится около миллиона бактериальных клеток.

По оценкам, на Земле обитает не менее 5 нониллионов бактерий, и большая часть биомассы Земли, как полагают, состоит из бактерий.

Есть много разных типов бактерий. Один из способов их классификации - по форме. Есть три основных формы.

  • Сферические: Бактерии в форме шара называются кокками, а отдельные бактерии - кокками.Примеры включают группу стрептококков, ответственных за «стрептококковое горло».
  • Палочковидные: они известны как бациллы (особые палочки). Некоторые палочковидные бактерии имеют изогнутую форму. Они известны как вибрионы. Примеры палочковидных бактерий включают Bacillus anthracis ( B. anthracis ) или сибирскую язву.
  • Спираль: Они известны как спириллы (единичные спириллы). Если их спираль очень тугая, их называют спирохетами. Лептоспироз, болезнь Лайма и сифилис вызываются бактериями этой формы.

Внутри каждой группы форм существует множество вариантов.

Бактериальные клетки отличаются от клеток растений и животных. Бактерии - это прокариоты, а это значит, что у них нет ядра.

Бактериальная клетка включает:

  • Капсула: слой, находящийся на внешней стороне клеточной стенки у некоторых бактерий.
  • Клеточная стенка: слой, состоящий из полимера, называемого пептидогликаном. Клеточная стенка придает бактериям форму. Он расположен за пределами плазматической мембраны.У некоторых бактерий, называемых грамположительными бактериями, клеточная стенка толще.
  • Плазменная мембрана: находится внутри клеточной стенки, она генерирует энергию и переносит химические вещества. Мембрана проницаема, а значит, через нее могут проходить вещества.
  • Цитоплазма: студенистое вещество внутри плазматической мембраны, которое содержит генетический материал и рибосомы.
  • ДНК: содержит все генетические инструкции, используемые в развитии и функционировании бактерии. Он находится внутри цитоплазмы.
  • Рибосомы: здесь производятся или синтезируются белки. Рибосомы - это сложные частицы, состоящие из гранул, богатых РНК.
  • Жгутик: Он используется для движения, чтобы продвигать некоторые виды бактерий. Есть некоторые бактерии, которых может быть больше одной.
  • Пили: Эти похожие на волосы придатки на внешней стороне клетки позволяют ей прилипать к поверхностям и передавать генетический материал другим клеткам. Это может способствовать распространению болезней среди людей.

Бактерии питаются разными способами.

Гетеротрофные бактерии или гетеротрофы получают энергию за счет потребления органического углерода. Большинство из них поглощают мертвые органические вещества, например разлагающуюся плоть. Некоторые из этих паразитических бактерий убивают своего хозяина, а другие помогают им.

Автотрофные бактерии (или просто автотрофы) производят себе пищу либо посредством:

  • фотосинтеза с использованием солнечного света, воды и углекислого газа, либо
  • хемосинтеза, используя углекислый газ, воду и химические вещества, такие как аммиак, азот, сера и др.

Бактерии, использующие фотосинтез, называются фотоавтотрофами.Некоторые виды, например цианобактерии, производят кислород. Вероятно, они сыграли жизненно важную роль в создании кислорода в атмосфере Земли. Другие, например гелиобактерии, не производят кислород.

Те, кто использует хемосинтез, известны как хемоавтотрофы. Эти бактерии обычно встречаются в океанских источниках и в корнях бобовых, таких как люцерна, клевер, горох, фасоль, чечевица и арахис.

Бактерии можно найти в почве, воде, растениях, животных, радиоактивных отходах, глубоко в земной коре, арктических льдах и ледниках, а также горячих источниках.Бактерии обитают в стратосфере на высоте от 6 до 30 миль в атмосфере и в океанских глубинах до 32 800 футов или 10 000 метров.

Аэробы, или аэробные бактерии, могут расти только там, где есть кислород. Некоторые типы могут вызвать проблемы для окружающей человека среды, такие как коррозия, загрязнение, проблемы с прозрачностью воды и неприятный запах.

Анаэробы, или анаэробные бактерии, могут расти только там, где нет кислорода. У людей это в основном в желудочно-кишечном тракте.Они также могут вызывать газы, гангрену, столбняк, ботулизм и большинство стоматологических инфекций.

Факультативные анаэробы или факультативные анаэробные бактерии могут жить как с кислородом, так и без него, но они предпочитают среду, в которой есть кислород. В основном они встречаются в почве, воде, растительности и некоторой нормальной флоре людей и животных. Примеры включают Salmonella .

Мезофилы, или мезофильные бактерии, являются бактериями, вызывающими большинство инфекций человека. Они хорошо себя чувствуют при умеренных температурах, около 37 ° C.Это температура человеческого тела.

Примеры включают Listeria monocytogenes , Pesudomonas maltophilia , Thiobacillus novellus , Staphylococcus aureus , Streptococcus pyrogenes , Streptococcus pneumoniae , Escridichia и кишечную палочку , Escridichia coli .

Кишечная флора человека, или микробиом кишечника, содержит полезные мезофильные бактерии, такие как диетические Lactobacillus acidophilus .

Экстремофилы, или экстремофильные бактерии, могут выдерживать условия, которые считаются слишком экстремальными для большинства форм жизни.

Термофилы могут жить при высоких температурах, до 75–80 ° C, а гипертермофилы - при температурах до 113 ° C.

Глубоко в океане бактерии живут в полной темноте у термальных источников, где и температура, и давление высоки. Они сами производят пищу, окисляя серу, поступающую из глубины земли.

Другие экстремофилы включают:

  • галофилов, обнаруживаемых только в соленой среде
  • ацидофилов, некоторые из которых живут в таких кислых средах, как pH 0
  • алкалифилов, живущих в щелочных средах до pH 10.5
  • психрофилов, обнаруженных при низких температурах, например, в ледниках

Экстремофилы могут выжить там, где не могут выжить никакие другие организмы.

Бактерии могут воспроизводиться и изменяться, используя следующие методы:

  • Бинарное деление: бесполая форма размножения, при которой клетка продолжает расти до тех пор, пока новая клеточная стенка не прорастет через центр, образуя две клетки. Они разделяются, образуя две клетки с одинаковым генетическим материалом.
  • Передача генетического материала: клетки приобретают новый генетический материал посредством процессов, известных как конъюгация, трансформация или трансдукция.Эти процессы могут сделать бактерии более сильными и более способными противостоять угрозам, таким как лечение антибиотиками.
  • Споры: Когда у некоторых видов бактерий мало ресурсов, они могут образовывать споры. Споры содержат материал ДНК организма и ферменты, необходимые для прорастания. Они очень устойчивы к стрессам окружающей среды. Споры могут оставаться неактивными в течение столетий, пока не будут созданы подходящие условия. Затем они могут реактивироваться и стать бактериями.
  • Споры могут выжить в периоды стресса окружающей среды, включая ультрафиолетовое (УФ) и гамма-излучение, высыхание, голод, химическое воздействие и экстремальные температуры.

Некоторые бактерии производят эндоспоры или внутренние споры, в то время как другие производят экзоспоры, которые выделяются наружу. Они известны как кисты.

Clostridium - пример бактерии, образующей эндоспоры. Существует около 100 видов Clostridium , включая Clostridium botulinim ( C. botulinim ) или ботулизм, ответственных за потенциально смертельный вид пищевого отравления, и Clostridium difficile ( C.Difficile ), вызывающий колит и другие кишечные проблемы.

Бактерии часто считаются вредными, но многие из них полезны. Без них нас бы не было. Кислород, которым мы дышим, вероятно, был создан в результате деятельности бактерий.

Выживание человека

Многие бактерии в организме играют важную роль в выживании человека. Бактерии в пищеварительной системе расщепляют питательные вещества, такие как сложные сахара, в формы, которые организм может использовать.

Неопасные бактерии также помогают предотвратить заболевания, занимая места, в которых патогенные или вызывающие болезни бактерии хотят прикрепиться.Некоторые бактерии защищают нас от болезней, нападая на патогены.

Фиксация азота

Бактерии поглощают азот и выделяют его для использования в растениях после смерти. Для жизни растениям необходим азот в почве, но они не могут этого сделать сами. Чтобы обеспечить это, у многих семян растений есть небольшой контейнер с бактериями, который используется, когда растение прорастает.

Пищевая технология

Молочнокислые бактерии, такие как Lactobacillus и Lactococcus вместе с дрожжами и плесенью или грибами, используются для приготовления таких пищевых продуктов, как сыр, соевый соус, натто (ферментированные соевые бобы), уксус, йогурт и соленья.

Брожение не только полезно для сохранения продуктов, но некоторые из этих продуктов могут быть полезны для здоровья.

Например, некоторые ферментированные продукты содержат бактерии, которые схожи с бактериями, влияющими на здоровье желудочно-кишечного тракта. Некоторые процессы ферментации приводят к образованию новых соединений, таких как молочная кислота, которые обладают противовоспалительным действием.

Необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить пользу для здоровья ферментированных продуктов.

Бактерии в промышленности и исследованиях

Бактерии могут расщеплять органические соединения.Это полезно для таких видов деятельности, как переработка отходов и очистка разливов нефти и токсичных отходов.

В фармацевтической и химической промышленности бактерии используются для производства некоторых химикатов.

Бактерии используются в молекулярной биологии, биохимии и генетических исследованиях, поскольку они могут быстро расти и ими относительно легко манипулировать. Ученые используют бактерии, чтобы изучить, как работают гены и ферменты.

Бактерии необходимы для производства антибиотиков.

Bacillus thuringiensis (Bt) - это бактерия, которую можно использовать в сельском хозяйстве вместо пестицидов.Он не имеет нежелательных последствий для окружающей среды, связанных с использованием пестицидов.

Некоторые виды бактерий могут вызывать заболевания у человека, такие как холера, дифтерия, дизентерия, бубонная чума, пневмония, туберкулез (ТБ), брюшной тиф и многие другие.

Если человеческий организм подвергается воздействию бактерий, которые организм не считает полезными, иммунная система атакует их. Эта реакция может привести к появлению симптомов отека и воспаления, которые мы видим, например, в инфицированной ране.

В 1900 году пневмония, туберкулез и диарея были тремя крупнейшими убийцами в Соединенных Штатах. Методы стерилизации и прием антибиотиков привели к значительному снижению смертности от бактериальных заболеваний.

Однако чрезмерное использование антибиотиков затрудняет лечение бактериальной инфекции. По мере мутации бактерий они становятся более устойчивыми к существующим антибиотикам, что затрудняет лечение инфекций. Бактерии трансформируются естественным путем, но чрезмерное использование антибиотиков ускоряет этот процесс.

«Даже если будут разработаны новые лекарства, без изменения поведения, устойчивость к антибиотикам останется серьезной угрозой».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

По этой причине ученые и органы здравоохранения призывают врачей не прописывать антибиотики, если в этом нет необходимости, и чтобы люди применяли другие способы предотвращения болезней, такие как соблюдение правил гигиены пищевых продуктов и рук. мытье, вакцинация и использование презервативов.

Недавние исследования привели к новому и растущему пониманию того, как человеческий организм взаимодействует с бактериями, и в особенности с сообществами бактерий, живущих в кишечном тракте, известных как кишечный микробиом или кишечная флора.

В 2009 году исследователи опубликовали результаты, свидетельствующие о том, что женщины с ожирением чаще имеют во рту особый вид бактерий, Selenomonas noxia ( S. noxia ) , .

В 2015 году ученые из Университета Северной Каролины обнаружили, что кишечник людей с анорексией содержит «очень разные» бактерии или микробные сообщества по сравнению с людьми, не страдающими этим заболеванием. Они предполагают, что это может иметь психологическое воздействие.

Более 2000 лет назад римский автор Марк Теренций Варрон предположил, что болезнь может быть вызвана крошечными животными, которые летают в воздухе. Он посоветовал людям избегать заболоченных мест во время строительных работ, потому что они могут содержать слишком маленьких для глаза насекомых, которые проникают в тело через рот и ноздри и вызывают болезни.

В 17 веке голландский ученый Антони ван Левенгук создал однолинзовый микроскоп, с помощью которого он увидел то, что он назвал анималкулами, позже известными как бактерии.Он считается первым микробиологом.

В 19 веке химики Луи Пастер и Роберт Кох говорили, что болезни вызываются микробами. Это было известно как теория зародыша.

В 1910 году ученый Пауль Эрлих объявил о разработке первого антибиотика сальварсана. Он использовал его для лечения сифилиса. Он также был первым ученым, обнаружившим бактерии с помощью пятен.

В 2001 году Джошуа Ледербург ввел термин «микробиом кишечника», и в настоящее время ученые всего мира стремятся описать и понять более точно структуры, типы и использование «кишечной флоры» или бактерий в организме человека.

Ожидается, что со временем эта работа прольет новый свет на широкий спектр заболеваний.

.

насколько это большая проблема со здоровьем?

Если вы купите что-то по ссылке на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Как это работает.

Будь то холодная влажная зима или теплое влажное лето, домашние занятия могут привести к влажности в помещении и появлению плесени.

Плесень может расти на стенах, одежде, книгах, игрушках и даже компакт-дисках. Он может превратить ценные вещи в затхлые реликвии, которые выглядят пригодными только для мусора.

Но опасно ли это для здоровья? Как плесень влияет на организм человека?

В этой статье рассматривается, что такое плесень, почему она растет, как влияет на здоровье человека и как ее остановить.

Поделиться на Pinterest Рост плесени в помещении чаще всего происходит в осенние и зимние месяцы.

Плесень - это форма грибка. Есть много разных типов, и они могут возникать как в помещении, так и на открытом воздухе.

Плесень производит споры, которые распространяются в воздухе. Споры плесени присутствуют во всех помещениях. Невозможно предотвратить появление спор, и они могут сохраняться в условиях, когда не может расти сама плесень.

Споры плесени процветают во влажных и теплых средах, поэтому, попадая на влажное место, они начинают расти.

Плесень может расти на самых разных поверхностях, включая ткань, бумагу, дерево, стекло и пластик. По мере роста они могут переваривать материал, на котором растут.

Никто не знает, сколько существует видов плесени, но по оценкам экспертов, их может быть 300 000 и более различных типов. Некоторые из них чаще других появляются в доме.

Обычные домашние плесени включают:

Alternaria : Это происходит в помещениях с повышенной влажностью, например, в душевых или под протекающими раковинами.

Aspergillus : Часто растет в помещении, на пыли, порошкообразных пищевых продуктах и ​​строительных материалах, таких как гипсокартон.

Cladosporium : Может расти как в прохладных, так и в теплых местах. Он имеет тенденцию появляться на тканях и деревянных поверхностях.

Penicillium : имеет тенденцию расти на материалах, поврежденных водой. Часто имеет синий или зеленый вид.

Формы могут принимать различные формы и текстуры. Они могут быть белыми, черными, желтыми, синими или зелеными и часто выглядят как обесцвечивание или пятна на поверхности.

Они также могут иметь бархатистый, пушистый или грубый вид, в зависимости от типа плесени и места ее роста.

Споры плесени есть везде, как в помещении, так и на улице, но они не видны невооруженным глазом.

Споры могут проникать в дом:

По воздуху : Они могут проникать через открытые окна, дверные проемы и системы вентиляции.

За счет прикрепления к предметам или людям : Транспортные средства включают одежду, обувь и домашних животных.

Плесень будет процветать только в том случае, если споры попадут в место, где есть идеальные условия для роста, такие как влажность и наличие подходящих питательных веществ.Если среда не подходит для спор, они обычно не развиваются и не вызывают проблем.

Места, где часто появляется плесень, включают:

  • области, где произошли утечки и затопления
  • окна, где скапливается конденсат
  • места, где воздух не циркулирует, например, за туалетом

Влажные целлюлозные материалы являются наиболее распространенными способствует росту плесени.

Примеры включают:

  • бумажные изделия, в том числе обои
  • картон
  • потолочная плитка
  • изделия из дерева
  • изоляционные материалы
  • обивка и другие ткани

Рост плесени обычно заметен и часто вызывает затхлый запах.Это может повредить предметы домашнего обихода, а также может повлиять на здоровье.

Плесень может представлять проблему для здоровья, особенно для людей с аллергией, респираторными заболеваниями или ослабленной иммунной системой.

Проблемы с дыханием

По мере роста плесени в воздух могут попадать споры, клетки, фрагменты и нестабильные органические соединения. Они могут производить аллергены, раздражители и микотоксины. Некоторые из них могут быть токсичными, особенно для людей с чувствительностью к ним.

Кроме того, влажность способствует разрушению материалов, увеличивая объем частиц или пыли в воздухе.

Эти частицы могут раздражать легкие, нос и горло, особенно у человека, у которого уже есть проблемы с дыханием, астма или хроническое заболевание легких.

Аллергия

Человек с чувствительностью или аллергией на любые частицы плесени может отреагировать.

Аллергия на плесень может вызывать симптомы, похожие на другие аллергии, такие как сенная лихорадка или сезонная аллергия. В них также переносимые по воздуху вещества могут влиять на верхние дыхательные пути.

Симптомы включают:

  • заложенный или насморк
  • зуд в носу
  • зуд в горле
  • чихание
  • слезотечение

Люди с аллергией на плесень, а также астмой имеют более высокий шанс заболеть астмой атаковать, когда в окружающей среде есть плесень.

Повышенное количество пыли может увеличить риск появления пылевых клещей, которые также могут вызвать аллергическую реакцию у некоторых людей.

Аспергиллез

Некоторые виды плесени, такие как Aspergillus , могут вызывать у некоторых людей серьезные проблемы со здоровьем, известные как аспергиллез.

Большинство людей могут вдыхать споры этого грибка, не заболевая, но люди с ослабленной иммунной системой или имеющимся заболеванием легких могут иметь тяжелую реакцию.

Существуют различные типы аспергиллеза:

Аллергический бронхолегочный аспергиллез (ABPA ): поражает легкие и может вызвать проблемы с дыханием.

Аллергический аспергиллезный синусит : поражает нос и может вызывать головную боль.

Аспергиллома или комок грибка : Это может вызвать кашель, который может вызывать кровь, а также проблемы с дыханием.

Хронический аспергиллез легких : Симптомы включают проблемы с дыханием, кашель и потерю веса.

Другие условия

Плесень также может вызвать образование микробов и бактерий. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), воздействие этих бактерий может вызвать воспалительную реакцию у некоторых людей.

ВОЗ также отмечает, что плесень и производимые ею микробные агенты могут повышать риск бронхиальных и грибковых инфекций.

Есть некоторые свидетельства того, что это может привести к:

Некоторые данные ВОЗ и Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) предполагают, что люди испытали следующие симптомы, проведя время в среде, где присутствует плесень:

  • раздражение кожи и глаз
  • свистящее дыхание
  • лихорадка
  • усталость
  • тошнота
  • головная боль
  • бессонница
  • раздражение слизистой оболочки
  • синдром больного здания

Факторы, влияющие на вероятность возникновения проблем со здоровьем из-за плесени, включают :

  • иммунитет человека или респираторное здоровье
  • количество плесени

Плесень может вызвать бронхит у некоторых людей.Какие домашние средства могут помочь при бронхите?

Контроль влажности - ключ к предотвращению роста плесени в помещении. Также важно поддерживать в доме чистоту и хорошую вентиляцию.

Причины влажности в доме включают:

  • дыхание людей и домашних животных
  • использование воды для мытья и приготовления пищи
  • влажность воздуха, например, в дождливые или влажные дни
  • утечки воды
  • жилые помещения в здании с плотно закрытыми окнами и дверями

Агентство по охране окружающей среды (EPA) советует людям стремиться к уровню влажности ниже 60%.

Снижение влажности

Люди могут снизить риск накопления влаги и плесени с помощью:

  • быстрого реагирования в случае утечки или разлива
  • использования осушителя для снижения влажности в помещении
  • оставляя окна открытыми, когда это возможно, чтобы позволить воздух для циркуляции
  • с использованием вытяжных вентиляторов для удаления влаги во время приготовления пищи
  • избегая действий в помещении, которые производят влагу, таких как сушка одежды или использование керосиновых обогревателей
  • обеспечение, чтобы все ткани были полностью высушены перед их хранением
  • опорожнение и проветривание редко используемых ящиков и туалеты время от времени
  • регулярная чистка, чтобы плесень не образовывалась на поверхностях, пыль или другие предметы
  • использование средств для уничтожения плесени при уборке ванной комнаты
  • избегание укладки ковров в ванных комнатах и ​​подвалах
  • обслуживание зданий и сооружений , желобов и водостоков для снижения риска протечек

Это н не всегда возможно предотвратить рост плесени, но регулярная чистка и протирание могут снизить риск ее появления или ухудшения.

Удаление плесени

Поделиться на PinterestСуществует ряд коммерческих продуктов для удаления плесени.

Для очистки или удаления плесени:

Протрите твердые поверхности подходящим коммерческим продуктом, мылом и водой или сильно разбавленным раствором отбеливателя. Всегда сушите поверхности после использования, чтобы предотвратить повторное появление плесени.

Мойте или протирайте пористые поверхности и регулярно проверяйте, не вернулась ли плесень, поскольку она может проникнуть в эти материалы.Если плесень продолжает появляться, подумайте об утилизации этих предметов.

Спросите в местном хозяйственном магазине о противогрибковых красках и других продуктах, которые могут помочь предотвратить развитие плесени.

Обратитесь к специалисту , чтобы избавиться от плесени на больших площадях.

Обратитесь к врачу , если вы считаете, что плесень вызывает проблемы со здоровьем.

Ряд товаров, помогающих бороться с плесенью, доступен для покупки в Интернете.

К ним относятся:

Во всех помещениях есть споры плесени, но это не влияет на большинство людей.

Однако люди с ослабленной иммунной системой могут иметь более высокий риск заболеваний, особенно проблем с легкими, если в окружающей среде присутствуют споры плесени и плесень. У других могут возникнуть аллергические реакции.

Содержание помещения в чистом, сухом и хорошо вентилируемом помещении - лучший способ предотвратить развитие плесени.

Всем, у кого есть опасения по поводу плесени дома, на работе, в образовательных или других учреждениях, следует обратиться за советом к своему лечащему врачу или в департамент здравоохранения штата.

Q:

На задней стороне штор в моей съемной квартире растет черная плесень. Меня от этого тошнит?

A:

Короче да.

Воздействие черной плесени может быть вредным в долгосрочной перспективе, особенно для людей с респираторными заболеваниями и другими факторами риска. Черная плесень может быть одним из нескольких различных видов грибка, включая Stachybotrys chartarum .

Эти плесени не опасны сами по себе, но они могут выделять вредные токсины в окружающую среду.Вдыхание этих токсинов может вызвать определенные симптомы и последствия для здоровья.

Обычно для развития симптомов требуется длительное и постоянное воздействие черной плесени. Кратковременное воздействие черной плесени вряд ли причинит вред здоровым людям. Чтобы узнать больше о черной плесени, ознакомьтесь с этой статьей.

Винсент Дж. Тавелла, MPH Ответы отражают мнение наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не может рассматриваться как медицинский совет..

Что такое плесень?

Колонии Penicillium плесени

Плесень (или плесень) - это термин, используемый для обозначения грибов, которые растут в форме многоклеточных нитевидных структур, называемых гифами. Грибы, которые существуют в виде отдельных клеток, называются дрожжами. Некоторые плесневые грибки и дрожжи вызывают заболевания или порчу пищевых продуктов, другие играют важную роль в биоразложении или производстве различных продуктов питания, напитков, антибиотиков и ферментов.

Плесень также встречается во влажных строительных материалах, где она часто выглядит как пятна и бывает разных цветов.Обязательный запах является признаком роста микробов даже при отсутствии видимого роста. Если плесень может расти в домах или офисах, это может способствовать ухудшению качества воздуха в помещении. Некоторые плесневые грибки, такие как Dry Rot Fungus, Serpula lacrymans, очень разрушительны. Для получения более подробной информации о грибке сухой гнили прочтите «Возникновение и значение грибка сухой гнили», Serpula lacrymans.

Для роста плесени требуется влажность. Источниками влаги могут быть стирка, приготовление пищи, увлажнители воздуха, конденсат или утечки из водопровода или снаружи.Плохая вентиляция способствует повышению уровня влажности и приводит к конденсации, что также способствует росту плесени.

Плесень выпускает в воздух маленькие «споры». Таким образом, когда плесень растет в помещении, количество спор и фрагментов плесени в помещении обычно выше, чем на открытом воздухе. Эти споры достаточно малы, чтобы люди могли вдыхать их глубоко в легкие. Вдыхание спор создает риск развития респираторных заболеваний. За исключением зимних месяцев споры плесени всегда присутствуют на открытом воздухе.

Нравится:

Нравится Загрузка ...

.

Смотрите также